ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Брошенная тара волнует масштабами потерь. Деревянные ящики, разбитые, грязные, захламляют дворы и проезды. Их множество, когда-то бывших зеленым лесом, и весенние костры — пока единственное решение проблемы. Оборудуя свое жилище, рационализатор может внести посильный вклад в дело охраны окружающей среды хотя бы тем, что поблизости от дома соберет тарную дощечку. Как знать, быть может, начав свою вторую жизнь в рамках любительских занятий, миллионы этих красивых планок увлекут затем и промышленность, и полки магазинов будут привлекать покупателя полезными бытовыми изделиями, ценными полуфабрикатами для отделки квартиры, красивым штакетником и т. п.
В век всевозможных замениелей эстетическая ценность природных материалов возрастает необычайно, и тем обиднее видеть, как они гибнут, не принося людям пользы. Поднимем же разбитый ящик, аккуратно снимем планки, очистим и просушим их, стойко вынеся упреки, связанные с появлением в квартире нежданных пришельцев с улицы, и окунемся в интересную творческую работу по декоративному убранству квартиры. Заметим, уважаемый читатель, что это уже та область, где будет полезно, кроме наших кратких заметок, познакомиться с книгами по русскому народному деревянному зодчеству, побывать на выставках декоративно-прикладного искусства, проникнуть в образы, связанные в нашей памяти с рубленой избой, янтарным цветом живого, некрашенного дерева... Все это поможет почувствовать подлинную его красоту, дополнительно подскажет, как использовать заготовлен ные и чисто обработанные дощечки. Кстати, часть их имеет прямослойную структуру и хорошо поддается строжке рубанком. Другие же — со множеством сучков — для такой обработки не годятся, но их можно «отшлифовать» крупной наждачной шкуркой. Что же касается сучков, то они потом на гладкой дощечке играют как украшения.
Изделия, которые можно изготовить из дощечки, условно разделим на две группы. К первой отнесем вещи, например настольную лампу, торшер, бра, потолочные светильники для люминесцентных ламп, рамы для картин или зеркал, небольшой декоративный садик, портативный бар и т. д. Ко второй группе — все то, что касается отделки комнаты, коридора, кухни-столовой, лоджии и пр. Это детали для обшивки стен, декоративные панели, жалюзи, наличники дверных проемов и даже детали потолка (хотя это тема особая). Если же приспособиться на своем универсальном домашнем станочке фрезеровать планку по фигурному профилю, то она станет оригинальной и особенно нарядной. Естественно, что в большинстве случаев потребуются и дополнительные материалы — как конструкционные (уголки, петли, шарниры и т. п.), так и декоративные (отходы металла, керамика, стекло, пластмасса, ткань и т. п.), но тарная дощечка остается основным материалом.
В этой статье мы расскажем о декоративных облицовках, об использовании планки для отделки интерьера. Поделимся идеями лишь в самом общем виде с уверенностью в том, что читатель выдвинет свои собственные, а главное — почувствует вкус к рациональному использованию этих ценных отходов. Дерево как облицовочный материал неподражаемо красиво, но важно понять, как в каждом конкретном случае лучше его использовать, тем более что мы имеем дело с неширокой, тонкой и не очень длинной планкой, а не с доской. Прежде всего, не следует пытаться как-либо маскировать стыки между дощечками, т. е. придавать панели характер сплошной фанеровки. Будем ли мы набирать панель из вертикально поставленных и сплоченных между собой планок или же используем заранее собранные щитки, которыми облицуем поверхность стены,— независимо от этого скрывать «технологию» такого набора не следует, лишь бы не было безобразных щелей. Нет ничего плохого в том, что мы видим отдельные планки, что каждая из них по-своему играет текстурой. Однако это не означает, что их можно набирать как придется. Наоборот, важен подбор не только по породе дерева (это само собой разумеется), но и по текстуре, цвету. Далее. Конструктивное соединение планок с их несущей подосновой можно решать по-разному: и клеем, и креплением обычными небольшими гвоздями, кусачками скусывая шляпку почти забитого гвоздя и досылая его в дерево тупым бородком. После крепления всех планок необходимо пройти поверхность шкуркой, особенно в местах креплений — тогда они становятся незаметными. Если же вы захотите специально подчеркнуть места сочленения планок, можно снять рубанком небольшие фаски, чтобы в примыкании их друг к другу образовалась заметная канавка. Тень и световой блик подчеркнут четкий ритм такого рисунка. Заметим только, то этот прием возможен лишь при одинаковой ширине планок. И наконец, последнее: однородная облицованная плоскость не должна быть слишком большой — иначе она становится однообразной и монотонной. Количество и здесь переходит в качество. В этом смысле бревенчатая стена рубленого дома — совсем иное дело, так как там плоскости нет, а «работает» светотень. Поэтому нужно делить облицованные участки стены планками, установленными на «ребро», тогда монотонность исчезает. Деревянная облицовка лучше всего сочетается с клеевой или водоэмульсионной окраской стены и плохо — с обоями. К дереву особенно подходят украшения из керамики, изделия народных промыслов. Что касается отделки такой облицовки, то это дело вкуса.
Конечно, можно при желании и проморить поверхность, переведя ее в темный тонн, отлакировать, чтобы активнее выявить текстуру. Но прежде чем приступить к отделке, посмотрите, как красиво дерево в своем естественном виде, как ласкает оно глаз и руку. Недаром сегодня даже многие ценные изделия асе чаще отделывают деревом именно в его нетронутом виде. Но вернемся к композиции. Здесь многое зависит от вещей, которые имеются в комнате,— мебели, занавесей и пр., и композиция в целом должна иметь определенную направленность по стилю. И тут простушка планка дает нам немалые возможности. Умело используя ее, можно создать и ультрасовременный интерьер, например, с небольшим баром, и комнату в традиционном, народном характере. Кроме того, стиль можно еще более подчеркнуть, если в дальнейшем изготовить (а мы еще подойдем к этому) с помощью тех же планок соответствующие стене торшер, настольную лампу и т. п.
Композицию кухни-столовой, например, можно разработать в характере русского деревянного зодчества, использовать красивую народную резьбу, элементы орнамента. Сделанное своими руками можно дополнить изделиями народных промыслов, предлагаемыми в широком выборе художественными салонами. Что касается стиля, стоит лишь, как говорится, начать... Уже вскоре вы заметите, что неплохо бы у резной стены по ставить и соответствующий стол с табуретами. Впрочем, мебель — это уже разговор особый: тут тарной дощечкой, конечно, не обойтись, и уж коль скоро появится у вас такая задумка, не поленитесь поднять брошенную старую доску (старая-то особенно хороша на этот случай!). Не обязательно облицовывать деревом все четыре стены — достаточно обработать только одну или даже ее часть, придав ей определенный характер. При этом вся обстановка кухни-столовой может быть вполне современной со стандартными шкафчиками, оборудованием и техникой, но вот эта одна стена и все то, что группируется возле нее, как бы символизируют совсем иную среду, создают особое настроение. И когда вы сидите вечером у такой деревянной стены с резьбой и поливной посудой, плечом чувствуя живые сучки, янтарную теплоту дерева, то забываете, что дело происходит на шестнадцатом
этаже панельного дома. Тут уж и самовар сам собой напрашивается на стол, пусть даже электрический. Работая над оформлением кухни-столовой, учтите, что заполнять стену деревом можно по-разному. Это может быть сплошная облицовка всей стены с рядами открытых полок, а может быть просто невысокая панель на 50—60 см над уровнем стола. Можно (если стена большая) красиво обработать деревом только контуры стены, создав своего рода богатый деревянный оклад с резьбой, внутри которого располагаются различные декоративные предметы — блюда, тарелки и т. п. Облицовку можно выполнять разными способами: например, шить планки на заранее закрепленный реечный каркас, перемежая деревянную плоскость с ребром, где это нужно по композиции, либо набирать вначале отдельные щитки, начисто их обрабатывать, а затем уже крепить на рейки или пробки (последнее зависит от размеров щитка). С не меньшим успехом планка годится и для облицовки стенки с полками для книг и тетрадей в детской комнате, для красивой панели в спальне. Что же касается коридора, то оформление его стен деревом
Рис. 2. Оформление других интерьеров квартиры:
а — уголок гостиной. Облицовка с чередующейся раскладкой планок. поставленных то вертикально, то горизонтально. В облицовку вкомпонованы рамки. обрамленные планками «на ребро». На фоне чистой стены размещаются чеканка, графика, живопись:
б — накладной деревянный орнамент из предварительно связанных в рамки и скрепленных между собою элементов. По всему периметру орнамент обрамлен рамой из планок (одна-две по ширине в зависимости от размеров комнаты). Внизу проходит сплошная деревянная панель. Такой орнаментальный рисунок может накладываться как на окрашенную стену, так и на предварительно затянутую декоративной тканью:
в — панель из вертикально расположенных планок в спальне. Сверху торцы планок прикрыты деревянным профилем или горизонтально поставленной планкой. Прикроватные тумбочки снаружи облицованы, как и панель, что придает единый характер всему интерьеру:
г — коридор. Планками облицована торцевая стена со входом. Облицовка переходит на потолок Вдоль оси коридора по всей его длине закреплен люминесцентный светильник. одновременно выполняющий роль опоры для концов планок У стен другой конец планок опирается на продольную рейку или доску. Таким образом, облицовки потолка просто заводится концами за края продольных крепежных элементов. Вешалка с обувным ящиком. телефонный столик, панель на обеих стенах коридора. наличники дверных приемов также выполнены из планок;
д — небольшой бар (и приставленном к стене и отодвинутом положениях) со скругленным в плане углом облицован планками. Верхняя к нижняя плоскости выполняются из ДСП. легкий конструктивный каркас — из брусков. Стойке бара. придвинутая к стене, занимает меньше места. Отодвинутая от стены — образует удобное место для приема гостей. Табуреты должны быть квадратными в плане, чтобы при их повседневной блокировке они занимали в комнате меньше места, составляя небольшую скамью.
особенно уместно. Именно коридор во многих случаях все еще не более чем простая коммуникация различных зон квартиры. Почему-то рационализация и эстетическая культуре упорно обходят это помещение. Но что же с этой точки зрения могут дать коридору разбитые деревянные ящики? Без всякого преувеличения скажем, что тарная дощечка — идеальный материал для коридора, так как она позволяет композиционно связать, объединить в гармоничное целое и вешалку со стойкой для зонтов, и телефонный столик, и даже двери во все помещения. Оформляя деревом коридор, можно с успехом использовать самые различные приемы. Здесь и высокая панель из планок, и красиво набранный, подсвеченный потолок, и живописные, как бы случайно смещенные относительно друг друга щиты с окантовкой по периметру, и многое другое. Например, в плоскость деревянной панели во всю длину коридора можно вкомпоновать небольшие рамы из тех же планок, но уже с фигурным профилем, притом не в однообразном ритме, а живописно, вставить в них примечательные фотографии или коллекции, придав сугубо утилитарному помещению образ
Рис. 3 Конструктивные узлы облицовки стен: а — предварительно связанные щитки имеют по периметру небольшие бортики из планок, поставленных "на ребро" Щитки крепятся к рейкам. установленным на пробках; б — упрощенный вариант щитка; в—простое крепление планок к крепежным рейкам тонкими гвоздями, шляпки которых скусываются; г—то же крепление с вертикальным расположением планок; д—орнаментальный рисунок облицовки стены, набранный из автономно собираемых элементов. |
пусть скромной, но интересной домашней художественной галереи. Вот уж где как нельзя лучше можно воплотить в жизнь идею создания целого гарнитура предметов, их своеобразного ансамбля. Только в этом случае коридор не станет выставкой самых разнородных вещей из «Тысячи мелочей» — ведь пока, к сожалению, никто не заботится о том, чтобы эти вещи, собираясь у одного владельца, не создавали разнобоя, визуального хаоса, как называют это явление дизайнеры. Да, планка, если приложить к ней выдумку и старание, поможет вам создать коридор, из которого прямо-таки не захочется уходить. Итак, бесприданница-дощечка способна обеспечить и красоту, и комфорт. И не только коридора или кухни, но и гостиной. Ну, автор явно хватил через край, подумает иной читатель. Однако это именно так. Речь идет о весьма эффектных формах облицовки стен накладным деревянным узором — геометрическим орнаментом. Возможно, кто-нибудь скажет, что такие композиции известны в архитектуре. Действительно, в принципе известны, но давно забыты, и не в последнюю очередь из-за отсутствия материала и сложности изготовления. Что касается материала, то мы его уже имеем, а если говорить о труде, то при рациональном подходе к делу оно оказывается не столь уж сложным. Суть в том, что элементы деревянного орнамента абсолютно одинаковы, а это намного облегчает работу. Хороши вариации на тему квадратов, треугольников, несколько сложнее — ромбов... А стоит снять фаску с обеих сторон планки, как красиво «заиграют» все угловые сочленения, и весь орнамент станет более тонким, изящным. Мы рассказали о некоторых возможностях рационального использования тарной дощечки, которую в целях большей эстетичности повествования называли планкой. Не кажется ли вам теперь, что вон те разбитые ящики, неряшливо разбросанные по двору, замусорившие газон, достойны того, чтобы обратить на них внимание? И если уж говорить о доступной всем рационализации, лишенной каких бы то ни было препон, то вот она! Интересы индивидуального быта здесь совпадают с интересами общественными, а что касается дощечки, то она должна жить дальше — нельзя позволить бесславно погибнуть ценнейшему материалу.