Инженер И. БЕК, (Варшава)
Конечно, для изготовления этих часов понадобятся и кое-какие металлические детали: кусочки жести, гвозди, болтики с гайками, велосипедные спицы, — но главным материалом для изготовления механизма часов будут картон, бумага и спички.
«Двигатель" часов — приводной механизм—транзисторный. Он несложен (см. схему).
Механизм часов состоит из зубчатых колес, толкателя, маятника, собачки и подставки.
Вначале изготовим зубчатые колеса. Их три: часовое, минутное и секундное.
Вырежьте из картона круг диаметром 140 мм и два круга диаметром 160 мм. Наклейте на первый круг 12 спичек на одинаковом расстоянии Друг от друга так, чтобы головки спичек выходили за край круга на 15 мм. Это будет часовое колесо. На второй круг наклейте, тщательно разметив расстояния, 60 спичек, так, чтобы головки спичек выходили за край круга на 22 мм. Это будет минутное колесо. На третьем круге сделайте 60 прорезей на одинаковых расстояниях друг от друга, на глубину 6 мм. В эти прорези вставьте, предварительно смазав клеем, полоску ватмана шириной 10 мм. Полоску бумаги следует предварительно загнуть через промежутки, последовательно 16 и 21 мм (см. рис.). Получится зубчатое колесо, которое будет служить в качестве секундно-го. (Рекомендуем пользоваться клеем БФ-2.)
В секундное колесо вбейте перпендикулярно его плоскости гвоздик и укрепите его дополнительно кусочком дерева и клеем на расстоянии 27 мм от оси круга. Таким же образом на расстоянии 46 мм от оси круга вбейте гвоздик в минутное колесо.
В качестве втулок для колес можно использовать металлические трубочки от шариковых ручек, предварительно вставив их в деревянные втулки, которые впоследствии надо будет приклеить торцом к картонному колесу.
В секундном колесе металлическая втулка должна быть длиной 20 мм, в минутном — 30 мм, в часовом — 35 мм. Трубочки-втулки должны выступать с другой стороны круга на 1—2 мм. Зубчатые колеса смонтируйте на доске, тщательно сохраняя между ними следующие расстояния: между осью секундного и минутного колеса—127 мм, между осью минутного и часового колеса—122 мм.
Для монтажа на доске под секундное колесо следует вставить в трубочку-втулку смазанный вазелином гвоздь. Диаметр его — 2 мм. Прежде чем вбить этот гвоздь в доску, не забудьте надеть на него жестяную шайбу. Гвоздь вбивайте с таким расчетом, чтобы между шайбой и втулкой оставался некоторый зазор: колесо должно вращаться на гвозде очень легко.
Два других колеса должны вращаться с набольшим торможением. Поэтому на их втулки следует поставить кожаные, металлические или резиновые шайбы. В остальном монтаж этих колес производится так же, как и первого колеса.
Возле секундного круга укрепите собачку из пружинки, сидящей в деревянном бруске. Место закрепления собачки показано на рисунке. Для предохранения бумажных зубьев от чрезмерного стирания на конце пружинки приклейте кусочек фетра или кожи. Назначение собачки — фиксировать передвижение секундного колеса ровно на один зуб.
Толкатель служит для вращения секундного колеса. Изготовить его можно из обточенной сухой деревянной палочки. В нем должно быть отверстие, смещенное на 1 см от центра к более широкому, нерабочему концу. В это отверстие должен входить верхний конец маятника.
В качестве направляющего приспособления, в котором свободно двигается толкатель, служит укрепленная на доске соответственно изогнутая канцелярская скрепка.
Маятник лучше изготовить из двух велосипедных спиц. Длина каждой из них — 200 мм. Одну спицу согните под прямым уг-лом на расстоянии 10 мм от конца, а на второй спице прикрепите постоянный магнит приводного механизма. Обе спицы соедините, пропустив два свободных конца их через отверстие, проделанное в деревянной или металлической муфте с винтом. Это позволит вам регулировать длину маятника, которая должна быть (считая от оси маятника до конца магнита) 273 мм.
На расстоянии 50 мм от загнутого конца спицы припаяйте гайку, в которую затем вверните винт. Он будет служить осью маятника. Конец винта должен выступать с другой стороны доски приблизительно на 15 мм. Поэтому длина его должна быть не менее 30 мм. Ось маятника укрепите на таком расстоянии от толкателя, чтобы изогнутый конец спицы мог войти в отверстие толкателя.
И, наконец, следует написать цифры часов и минут на часовом и минутном колесах. Над этими колесами можно укрепить сделанные из изогнутой листовой жести окошечки, в которые будет видно время. Колеса следует установить так, чтобы когда, например, в окошечке над часовым колесом видна цифра 12, то в окошечке над минутным колесом показывалась цифра 0.
Чтобы придать часам законченный вид, сделайте футляр из какого-нибудь декоративного материала. Он предохранит механизм часов от пыли и повреждений.
При установке часов нужно следить, чтобы стержень маятника был параллелен плоскости доски и ее боковых краев.
Часы готовы. Поставьте на часах правильное время, подключите ток и пустите в ход механизм.
Маятник должен колебаться над установленной под ним катушкой транзисторного приводного устройства.
Конечно, надо будет основательно повозиться и с регулировкой маятника. От его длины зависит, будут ли они спешить, отставать или идти правильно. Когда будете монтировать маятник над катушкой, очень важно выбрать правильно полярность магнита.
Конечно, эти часы скорее не часы, а физический прибор, знакомящий с принципом работы часового механизма, поэтому мы и рекомендуем их для того, чтобы ваши дети могли легче понять сложное устройство часового механизма.